Федеральные отраслевые соглашения до сих пор не подписаны у угольщиков и энергетиков
Председатели двух боевых профсоюзов Приморья находятся в командировках в Москве и в составе профсоюзной стороны участвуют в работе комиссий по формированию Федеральных отраслевых соглашений (ФОС). Обычно в это время все переговоры уже закончены, а новые соглашения подписываются еще до конца действия предыдущего.
Поясним, что ФОС – является основным документом, которые оговаривает правила игры для работодателя и работников целой отрасли. Он становится основой для коллективных договоров предприятий всей страны и устанавливает минимальные гарантии, которые обязаны предоставлять работникам занятым в этой сфере. Самый сложный вопрос, по которому труднее всего договориться профсоюзной стороне и работодателям страны, заработная плата, социальные гарантии и компенсации работников.
Только что начался очередной этап переговоров по разработке и заключению нового Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на 2013-2015 г.г. В составе комиссии Центрального Комитета Росуглепрофа интересы работников от Приморской краевой общественной организации Росуглепрофа представляет на этих переговорах ее председатель Александр Гульбинович. Вот что он рассказал в интервью:
- Работа над проектом соглашения началась с 24 сентября. Я как член комиссии пять раз выезжал в командировки за этот период. Должен сказать, что борьба с работодателем идет очень тяжелая и напряженная. Все заседания комиссии, посвященные обсуждению проекта, это многочасовые прения, с перерывами на консультации, нелегкие дискуссии по пунктам Соглашения. Идет жесткое отстаивание интересов работников со стороны профсоюза и отстаивание интересов работодателей со стороны работодателей. Радует, что раздел номер шесть - «Права и гарантии профсоюза» согласован с представителями работодателя в полном объеме.
Но в целом до сих пор не согласованы десятки пунктов Соглашения по другим ключевым разделам. Один из самых сложных разделов – «Трудовые отношения». Мы не пришли к согласию с работодателем по продолжительности рабочего времени для работников занятых на подземных работах, укороченного рабочего дня женщин работающих в приравненных к районам Севера местностях, дополнительные (оплачиваемые) отпуска для работников в определенных коллективными договорами ситуациях. Оплата и мотивация труда - наисложнейший вопрос, касающийся напрямую повышения заработной платы. Есть и другие разногласия. Всего из 37 пунктов не согласовано до сих пор 18. Другой проблемный раздел – «Социальные гарантии и компенсации». Из 34 пунктов раздела не согласовано 29. Это выплата работникам получившим право выхода на пенсию 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности, выплаты в связи с юбилейными датами, выплаты в счет компенсации морального вреда в связи с утратой трудоспособности, выплаты 1 млн. рублей семье работника в случае его гибели при исполнении трудовых обязанностей, выплаты семье умершего работника (в случае естественной смерти) оговоренного коллективным договором пособия, оплата стоимости проезда в отпуск работнику и его семье.
Как видите, - добавил Александр Гульбинович, - работы комиссии предстоит еще очень много. Надеюсь, что сторона работников сможет убедить представителей работодателей согласиться с предложенными нами вариантами разделов ФОС. В противном случае мы вынуждены будем переходить к дозволенным законодательством РФ воздействиям на работодателя.
Кроме того, на переговорах по ФОС в своей отрасли в Москве находится председатель Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза» Михаил Антипенко. Главная проблема в переговорах – повышение зарплаты работников отрасли, которая не производилась много лет. В Приморье последнее повышение оплаты труда в энергетике состоялось 10 лет назад. Накал страстей был настолько велик, что в конце прошлого года в Москве состоялась всероссийская акция протеста энергетиков, для участия в которой прибыли работники отрасли почти всех регионов страны, в том числе два представителя Приморья. На тот момент энергетики говорили, что все возможности переговорного процесса уже исчерпаны. Однако профсоюзная акция заставила работодателей по другому взглянуть на проблему.