Мы работаем, чтобы сделать жизнь лучше!

Коллективные действия

Данные на 22 апреля 2024

В Федерацию профсоюзов Приморского края на минувшей неделе поступили сведения об одном тяжелом несчастном случае на рабочем месте.

При маневре погрузчика серьезную травму ноги получил  57-летний старший механик «Находкинского морского рыбного порта».

Представители профсоюзов Приморья участвуют в расследовании этих происшествий.

Данные предоставлены членскими организациями ФППК.
Подробно о ситуации на рынке труда Приморья смотрите в таблице.
«Если вы хотите стать достойным представителем нового поколения, то вам точно по пути с профсоюзами», - Вячеслав Гнездилов

Чем привлекательны профсоюзы для студентов и молодых работников предприятий, есть ли там возможности для личностного роста, существует ли проблема «отцов и детей» внутри организации, - об этом мы поговорили с членом Молодежного Совета профсоюза работников здравоохранения Приморья, врачом-наркологом Краевого наркологического диспансера, победителем конкурса «Первые.

Пинского наградили Медалью Столыпина II степени
Награду вручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Коллективные действия

«Решения IX съезда ФНПР в обеспечении достойного труда и повышении качества жизни при реализации социальной политики развития Дальнего Востока России»


19 Фев 2015

Тезисы выступления представителя Федерации Независимых Профсоюзов России в Дальневосточном федеральном округе, секретаря ФНПР Андрея Владимировича Беляева

Уважаемые участники форума!

10 дней назад завершился IX съезд Федерации Независимых Профсоюзов России, проходивший в Олимпийском городе Сочи. На съезде были представлены, обсуждены и приняты важнейшие документы, в числе которых 13 резолюций, темы и содержание которых отражают проблематику и задачи, стоящие перед российскими профсоюзами и определяющие вектор развития профсоюзов как социального института современного гражданского общества. Делегатами съезда принята Программа ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Данный программный документ направлен на обеспечение достойного труда как основного фактора и действенной меры в преодолении кризисных явлений в экономике, повышении качества жизни трудящихся при реализации социальной политики.

В своем докладе председатель ФНПР Михаил Шмаков отметил, что съезд проходит в сложных экономических условиях и тенденциях наступления на права трудящихся и снижения действующих социальных гарантий. Девальвация рубля, рост потребительской инфляции - негативно влияет на обеспечение социальной безопасности. При этом рукотворность, в большей степени, настоящего кризиса – очевидна. Это – свидетельство курса либералов из Правительства и Центрбанка, предлагающих решение проблем и выход из кризиса за счет народа: сокращения социальных расходов, увеличения пенсионного возраста и прочее.

Делегатами съезда в ходе обсуждения проектов документов была отмечена необходимость изменения действующего вектора развития экономики России, основанного на экспорте природных ресурсов. Государственная экономическая политика должна быть направлена на импортозамещение, создание новых, по классификации МОТ – «достойных» рабочих мест, оснащенных современным оборудованием и технологиями, отвечающих безопасным условиям труда, обеспечивающих стабильную занятость и достойную заработную плату работнику в соответствии с уровнем квалификации.

Реализация принятых съездом решений в регионах потребует решения конкретных задач в экономике и социальной сфере, а для этого – концентрации усилий профсоюзов, сплочения профсоюзных рядов и солидарности действий в отстаивании социально-экономических интересов трудящихся.

Вполне естественно, неоднородность и многообразность происходящих социальных процессов имеет свою специфику и оказывает активное воздействие на социальную сферу, которая является индикатором степени экономического и политического развития общества. Это особенно актуально для российского Дальнего Востока – перспективным вектором развития России, определенного Президентом РФ Владимиром Путиным.

Кризисные явления отрицательно влияют на социально-экономическое развитие регионов востока России, углубляя территориальную дифференциацию уровня развития и текущего состояния экономики и социальной сферы. Сложившиеся резкие различия между регионами по уровню накопленного экономического потенциала, масштабам и интенсивности хозяйственной деятельности, а также степени фактического благосостояния населения обуславливают процессы прогрессирующей территориальной поляризации. В настоящее время уровень доходов населения в регионе все сильнее влияет на другие характеристики качества жизни – здоровье, долголетие, доступность базовых услуг.

Динамика экономического роста региона обусловливает уровень жизни населения. Несмотря на то, что среднедушевые денежные доходы населения дальневосточников в номинальном выражении на 7,5 % превышают среднероссийский уровень, с учетом паритета покупательной способности их величина в целом по округу составляет лишь 83 % средней величины по Российской Федерации. То есть, если среднестатистический россиянин на свои полученные доходы может приобрести 2,02 фиксированного набора потребительских товаров и услуг, принятого для межрегиональных сопоставлений, то дальневосточнику доступно, исходя из его доходов, в 2014 году только 1,68 (в 2011 году – 1,95 наборов), а дальневосточному пенсионеру и того меньше – всего 0,88. Следует отметить, что стоимость фиксированного набора товаров и услуг используемого для межрегиональных сопоставлений, содержит перечень товаров и услуг, а также нормы их потребления одинаковый для всех субъектов Российской Федерации. При этом не учитываются ни климатические условия, ни транспортная доступность, ни специфические потребности жителей регионов. Если исходить из необходимости для жителей Дальнего Востока, с учетом климатических условий, нести дополнительные затраты (приобретение теплой одежды, более высокие и длительные платежи за услуги в период отопительного сезона и другие факторы), а также обеспечения транспортной доступности, в том числе к объектам здравоохранения, образования, культуры и отдыха, как внутри региона, так и в центральной части России, отставание в уровне жизни населения Дальнего Востока от характеристик уровня жизни европейской части страны, с учетом стоимости транспортных затрат, превысит 30%.

Конституционный принцип «социального государства» определяет, что социальная политика должна исходить из государственных гарантий обеспечения основных прав граждан. Основными целями и приоритетами социальной политики государства должно быть повышение уровня и качества жизни граждан, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Для достижения этого необходимо обеспечить защиту социально-трудовых прав работающих по найму, создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества. Кроме того, необходимо направить усилия на обеспечение основных социальных гарантий в области доходов населения, медицинского обслуживания, образования, культурного и духовного развития; стабилизацию положения в жилищной сфере (включая ограничение роста тарифов на тепло- и энергоносители, коммунальные услуги); сдерживание масштабов бедности, роста безработицы и прочее.

Для повышения уровня и качества жизни дальневосточников (и, прежде всего, работающего населения) требуется дополнительное финансирование социально-ориентированных программ развития. Поэтому целесообразно разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, направленные на регулирование межбюджетных отношений, обеспечивающие оптимальный баланс разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, создать для этого достаточную финансовую обеспеченность регионов для исполнения полномочий в области повышения уровня жизни граждан.

Вполне обоснована зависимость социальной политики от экономики. И для повышения уровня жизни необходим рост экономических показателей. Естественно, что страны с развитой экономикой, как правило, отличаются и достаточно высоким уровнем жизни населения.

Но не всегда данное правило действует. К примеру, в 2013 году Россия по величине производимого валового продукта на душу населения (17884 долларов США) по паритету покупатель-ной способности занимала 56-е место в мировом рейтинге (в 2011 году – 16537 долларов США по ППС на душу населения и, соответственно, – 70-е место). При этом величина производимого ВРП на территории Сахалинской области равна около 42 тыс долларов США. Это сопоставимо с производством ВВП на душу населения в Германии (40 тыс. долларов США), занимающей 14-е место в мире по уровню данного показателя, и в 1.3 раз больше, чем в Республике Южная Корея (33189 долларов США), занимающей 25-е место в мире. И при этом уровень жизни населения Сахалина значительно ниже, чем граждан Южной Кореи и, тем более, Германии.

Следует отметить значительное расслоение населения по уровню доходов – по дифференциации доходов населения Россия (1:26 и более раз) многократно превосходит развитые страны, в которых децильный коэффициент не превышает соотношения 1:5. При этом от работодателей нередко можно слышать, что в стране низкая производительность труда, следовательно, и оплата труда работника соответствующая. Но производительность труда – это функция, зависящая, прежде всего, от менеджеров производства и его собственников. Уровень жизни граждан определяется вектором действующей социально-экономической политики государства. В настоящее время государственная социальная политика напоминает скорее форму раздачи гуманитарной помощи. Однако сводить социальную защиту населения к сугубо экономической помощи наиболее нуждающимся – значит оставить вне внимания общества социальные проблемы.

Возвращаясь к проблематике развития Дальнего Востока, отмечу, что за последние четверть века на Дальнем Востоке произошло самое значительное снижение численности населения – на 22 % (в Российской Федерации – на 3,6 %), экономически активного населения – на 18,3 % (в РФ – на 0,9 %). При этом продолжается отток населения из ДФО в западные регионы РФ, прежде всего, квалифицированных кадров. Вместе с тем, потребность в трудовых ресурсах для экономического развития территории Дальнего Востока составляет более 240 тысяч человек. Число безработных (по методике МОТ) составляет около 300 тысяч человек, при этом третья часть имеющихся в регионах вакансий не заполнена вследствие низкого уровня оплаты труда (ниже величины прожиточного минимума).

В тоже время в рамках реализации Государственной программы с 2007 по 2014 годы. количество соотечественников, приехавших на Дальний Восток, не превышает 20 тысяч человек. Это означает, что надежды на очередной этап массового переселения и освоения территорий Даль-него Востока за счет притока квалифицированных кадров – не оправдываются. В настоящее время Дальний Восток успешно «осваивают» выходцы из среднеазиатских республик бывшего СНГ, граждане сопредельных государств (КНР, КНДР), большей частью малообразованные и низкоквалифицированные. Естественно, это негативно влияет на качество труда, усиливает криминогенную обстановку и не способствует социальной стабильности в регионе. Решить данный вопрос возможно, только повышая уровень и качество жизни дальневосточников. Проблемные вопросы развития Дальнего Востока многогранны и требуют системного подхода и комплексного решения. Поэтому Дальневосточной Ассоциацией территориальных профобъединений под эгидой Международной организации труда и Федерации независимых профсоюзов России в 2012 году сформированы стандарты достойного труда, которые реализуются в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе. В 2014 году проведена Международная научно-практическая конференция «Роль профсоюзов в продвижении стандартов достойного труда», которая, учитывая обширность и актуальность тематики, проводилась по двум направлениям: в июле в Южно-Сахалинске были рассмотрены проблемы формирования социальной политики в Дальневосточном регионе, реализации стандартов достойного труда в сфере заработной платы, занятости и социального партнерства; в ноябре в Хабаровске участники выработали пути решения вопросов повышения качества трудовой жизни и реализации стандартов достойного труда в сфере пенсионного обеспечения.

В рамках проводимых мероприятий участники рассмотрели решения ключевых проблем по повышению благосостояния и качества жизни дальневосточников; созданию условий для достойного и безопасного труда; формированию и реализации экономической и социальной политики развития страны и регионов Дальнего Востока. Для ускоренного развития Дальнего Востока в числе первоочередных задач необходимо:

- выровнять по отношению к среднероссийским условия социально-экономического развития;

- осуществить структурную перестройку экономики на основе высокотехнологичного конкурентоспособного производства с эффективной отдачей;

- сформировать и увеличить постоянное население с высоким качеством и уровнем жизни,

- развить внутренний потребительский рынок с использованием механизмов импортозамещения.

Целевыми ориентирами социальной политики на Востоке России должны являться:

• Достижение на Дальнем Востоке уровня жизни сопоставимого с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Японией, Южной Кореей).

• Прекращение оттока и увеличение населения Дальнего Востока.

В целом, проблема бедности населения и проблема достижения устойчивого развития общества для Дальнего Востока является актуальной задачей. К сожалению, отсутствует внятная политика в сфере оплаты труда – основа повышения уровня жизни. Для борьбы с бедностью предлагается широкомасштабное развитие адресной социальной помощи, которая не дает прироста достатка у общества, а лишь перераспределяет созданное. Предлагаемый профсоюзами механизм решения данной задачи – установление размера оплаты труда, обеспечивающего достойный уровень жизни работника и его семьи – более эффективный метод борьбы с бедностью.

Борьба с бедностью поставлена международным сообществом в разряд приоритетов социальной политики XXI века. Для реализации поставленной задачи в регионах Дальнего Востока необходимо реализовать социальные стандарты (в том числе в оплате труда наемного работника), ориентированные не на параметры физиологического выживания, а на такое качество труда и жизни, которое бы обеспечивало достоинство и свободное развитие личности.

Стандарты по оплате труда необходимо повышать еще и потому, что масштабы теневой экономики, теневые трудовые отношения (сфера, где не работает трудовое законодательство и которая втягивает в себя, в основном, молодежь, впервые выходящую на рынок труда, и работников-мигрантов) представляют экономическую и социальную опасность. Одним из шагов в этом направлении является реализация предложений профсоюзов по уровню заработной платы: минимальная заработная плата – не ниже прожиточного минимума; прожиточный минимум – на уровень минимального социального стандарта.

В настоящее время регионам законодательно предоставлено право самостоятельно устанавливать минимальный размер заработной платы, превышающий федеральный. К примеру, во многих субъектах Дальневосточного федерального округа установлены региональные минимальные социальные стандарты в оплате труда, закрепленные трехсторонними соглашениями между органами исполнительной власти, объединениями работодателей и профсоюзами. Данная форма взаимодействия сторон социального партнерства играет важную роль в обеспечении социальной безопасности и стабильности в обществе посредством цивилизованного разрешения противоречий в сфере труда. Поэтому, многоуровневый механизм социального партнерства необходимо развивать и использовать для предупреждения социальных конфликтов в современном обществе.

Для сохранения и усиления социально-экономического потенциала Дальнего Востока необходимы кардинальные изменения в уровне жизни дальневосточников (прежде всего – работающего населения) и повышение конкурентоспособности экономики. В обеспечении последнего фактора вполне логичны, на первый взгляд, мнения о том, что внутренний российский рынок недостаточен для того, чтобы обеспечить количественные и качественные параметры промышленного роста, аналогичные корейскому, японскому и, тем более, китайскому экономическому чуду. Феномен азиатского промышленного роста: дешевая рабочая сила – один из главных факторов конкурентоспособности.

Однако бедное население может быть производительным, дисциплинированным, трудоспособным только на выходе из традиционного общества – таковым оно и было, например, в Южной Корее и ряде других стран Восточной Азии на этапе индустриализации. Но в России традиционное общество и все связанные с ним конкурентные преимущества давно и необратимо утрачены. В наших условиях высокую производительность труда может дать только «европейский», а не «азиатский» подход к рабочей силе, т.е. ставка не на дешевизну рабочей силы, а на ее квалификацию, инновационность, производительность. Поэтому для успешного развития государства в условиях модернизации, в социально-экономической политике должны выделяться определенные приоритеты:

• обеспечение экономической стабильности;

 • расширение внутреннего рынка за счет региональной экономической интеграции, развития платежеспособности населения, опережающего развития инфраструктуры;

• сглаживание экономического неравенства между регионами РФ, в том числе за счет «прикрепления» капиталов к территориям;

• повышение эффективности бюджетных расходов;

• переход от политики консервации занятости к политике стимулирования создания новых рабочих мест и мобильности рабочей силы;

• уточнение подходов к реформам в ключевых секторах развития человеческого потенциала – образовании, здравоохранении, пенсионной системе;

• антимонопольная политика, стимулирование конкуренции.

Реализация данных приоритетов позитивно отразиться на модернизации экономики, обеспечив тем самым социально-экономическое развитие страны. Это, в свою очередь, окажет существенное влияние на обеспечение в обществе стабильности и социальной безопасности, что будет являться показателем социально ориентированного государства.

В целом, резюмируя вышесказанное, развитие экономики и социальной сферы Востока России возможно только на основе эффективной государственной социальной политики в сфере труда, предусматривающей необходимый уровень оплаты труда работника и социальных гарантий, включая достойное пенсионное обеспечение.

Еще один фактор, на который я хочу обратить ваше внимание. Учитывая тот факт, что эффективность работы профсоюзов, их авторитет в обществе напрямую зависит от уровня профессионализма и компетентности кадров и актива – подготовка и переподготовка кадров является одной из основных задач профсоюзов по укреплению и развитию профсоюзного движения в современных условиях. Поэтому и качество организации обучения должно соответствовать требованиям времени. В современных условиях профсоюзный работник должен не просто владеть определенными знаниями и навыками, но и уметь оперативно пополнять свой «багаж знаний», адаптируясь в соответствии с требованиями общества, в том числе и работодателей. Все это свидетельствует о возрастающей роли образования в процессе подготовки и развития профсоюзных кадров.

В Дальневосточном федеральном округе в настоящее время единственным учреждением, осуществляющим базовую подготовку специалистов, является учебно-методический центр Феде-рации профсоюзов Приморья. Участники всероссийского семинара «Роль профсоюзного образования в кадровой политике ФНПР», состоявшемся в 2013 году во Владивостоке, высоко оценили деятельность УМЦ ФППК по подготовке профсоюзных кадров. Это направление необходимо и в дальнейшем развивать.

Завершая свое выступление, уверен, что участники форума в своих выступлениях затронут проблемные вопросы и предложат пути их решения, а наработанные решения будут способствовать совершенствованию методов работы профсоюзов, дальнейшему укреплению структуры и увеличению профчленства, динамическому развитию экономики и социальной сферы Дальнего Востока России, и на этой основе - повышению уровня и качества трудовой жизни дальневосточников. Желаю вам успехов в дальнейшей работе!