
В канун Дня российской науки, который отмечается 8 февраля, мы решили узнать, какими вопросами занимаются современные ученые сегодня. О том. какую пользу научные исследования привносят в повседневную жизнь, рассказывает наш собеседник – Станислав Долгих, заведующий лабораторией нелинейной гидрофизики и природных катастроф Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской академии наук, активный участник профсоюза ДВО РАН.
Автор более 170 научных работ и 10 патентов, лауреат премии «Лучший аспирант года» и премии имени академика В. И. Ильичева за работы в области океанологии, гидрофизики акустики океана уверен, что главная мотивация для ученого – это возможность найти ответы на вопросы и объяснить суть происходящих явлений.
Станислав Григорьевич, расскажите, какие факторы повлияли на ваш выбор профессии?
В первую очередь, наверное, желание продолжить дело отца – физика океана, лазерная интерферометрия, он посвятил свою научную деятельность изучению процессов, протекающих в Мировом океане. Именно он привил мне интерес к науке, ввел в ее удивительный и загадочный мир. Мне с детства нравилось познавать что-то новое, искать взаимосвязи между явлениями и объяснять, почему происходят те или иные природные явления. Сегодня, спустя много лет, я занимаюсь тем же самым – но уже на другом уровне, обладая опытом и глубокими знаниями в своей области.
Да и сам факт рождения во Владивостоке, жизнь и экономика которого тесно связаны с морем, во многом предопределил мою будущую деятельность в науке. Процессы, которые происходят в Тихом Океане, напрямую влияют на нашу жизнь, и важно эти процессы изучать и понимать.
Трудовую деятельность в ДВО РАН я начал еще во время обучения в ДВГТУ, в 1999 году. Сначала работал техником в лаборатории, а после окончания вуза – сначала инженером, затем – младшим научным сотрудником, а после защиты кандидатской диссертации – старшим научным сотрудником. С 2022 года заведую лабораторией нелинейной гидрофизики и природных катастроф ТОИ ДВО РАН, которая, в том числе, создает приборы для исследования потенциально опасных природных явлений.
Например, цунами?
Безусловно, цунами является одним них самых катастрофичных природных явлений, которое может повлечь колоссальные разрушения и унести большое количество человеческих жизней. Задача науки – научиться прогнозировать подобные явления, чтобы обезопасить людей и в целом минимизировать последствия этих природных катастроф.
Поэтому основное направление наших исследований связано с построением краткосрочного прогноза землетрясений и задачей обнаружения момента возникновения цунами. Важно понимать, что все процессы, которые происходят в Мировом океане, непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека и его хозяйственной деятельностью. Убежден, что результаты наших исследований, связанных с последствиями цунами, техногенными землетрясениями, тайфунами со временем найдут практическое применение, сделав жизнь приморцев и всех дальневосточников более безопасной.
Расскажите подробнее о работе возглавляемой Вами лаборатории.
Наша лаборатория создана относительно недавно. Значимую поддержку нашей работе оказывает национальный проект в сфере науки, а также различные грантовые программы. Коллектив в настоящее время насчитывает около 20 человек, многие исследования и эксперименты мы проводим совместно с другими лабораториями.
Коллектив лаборатории разновозрастный. Как принято говорить, сплав молодости и опыта. Восемь молодых специалистов, в том числе шестеро аспирантов. Один студент, который планирует поступить в аспирантуру. Человек шесть в возрасте от 40 до 50 лет. И старшее поколение, которое передает нам знания и опыт.
Нет ли проблемы во взаимопонимании между разными поколениями?
Абсолютно нет. Молодые ученые не стесняются проявлять инициативу, предлагать новые методы и решения, показывать свои разработки. Все эти разработки и идеи, конечно, проверяются и дальше имеют свое продолжение. В целом, я очень рад, что сегодняшняя молодежь все больше внимания обращает на науку, связывает с ней свое будущее. Эпоха экономистов и юристов закончилась.
Предполагает ли деятельность вашей лаборатории проведение экспедиций?
В основном это береговые экспедиции, размещение приборов на берегу и на шельфе. Далее мы регистрируем протекающие процессы, колебания и волны в океане и на суше, потом как они друг на друга влияют, как они переходят из одной геосферы в другую.
Основным центром исследований является международный научно-образовательный геосферный полигон, расположенный на юге Приморского края, на мысе Шульца. Там у нас стоят стационарные установки, позволяющие регистрировать вариации микродеформаций верхнего слоя земной коры и изменения давления атмосферы с высокой точностью. В теплое время года, с весны по осень, на шельфе устанавливаются различные приборы для измерения морского волнения. По полученным данным мы изучаем процессы, протекающие в геосферах, их влияние на процессы в соседних геосферах, изучаем взаимодействие в системе «атмосфера-гидросфера-земная кора». Также мы работали с излучателями, генерируя звуки и анализируя его распространение, переход из одной геосферы в другую.
Для отслеживания цунами используют установки, способные регистрировать деформационные подвижки, приводящие к возникновению волны. Лазерные деформографы для их регистрации наиболее перспективны. Например, изучение записей лазерного деформографа, установленного на мысе Шульца Приморского края, позволило обнаружить не только характерные для землетрясения колебания, определяемые длиной разрыва в очаге землетрясения, но и выделить аномальный деформационный сигнал, который характеризует смещение морского дна в месте возникновения цунами. Присутствие деформационного скачка в момент или после землетрясения свидетельствует о смещении дна, а это грозит возникновением цунами.
Правда ли, что для того, чтобы стать успешным ученым, необходимо учиться всю жизнь?
Однажды мой сын спросил у меня: «Папа, сколько лет ты учился? Я посчитал – около 20: школа, университет, бакалавриат, магистратура, аспирантура... Однако работа в науке предполагает постоянное, ежедневное образование на протяжении всей жизни. Необходимо постоянно читать статьи, публикации наших и зарубежных ученых, чтобы быть в курсе процессов, которые происходят в мировом научном сообществе. Чтобы точно понимать, что сейчас наиболее актуально, какие проблемы необходимо решать, что из опыта других регионов и стран можно применить у нас, на Дальнем Востоке. Поэтому важно постоянно обучаться, узнавать новое.
Работаете ли вы как наставник?
Да. У меня есть аспиранты, которыми я руковожу, обучаю молодых сотрудников своему делу.
Что мотивирует вас и ваших коллег работать в науке, помимо энтузиазма? Достойно ли оплачивается сегодня труд ученых?
Зарплата достойная. Однако все зависит от того, как ты будешь работать. Чтобы развиваться и зарабатывать больше, необходимо постоянно участвовать в каких-то проектах, конкурсах, грантах, готовить и подавать заявки. Со временем ты понимаешь, как подготовить успешный проект, который получит грантовую поддержку, и начинаешь больше зарабатывать, при этом решая прикладные, важные для страны задачи. Значимым результатом я считаю также публикацию наших статей в различных высокорейтинговых научных журналах – как российских, так и зарубежных.
Добавлю, что лично для меня главной мотивацией всегда был поиск чего-то нового, стремление понять механизм того или иного процесса. Ты постоянно получаешь какие-то новые результаты, открываешь какие-то закономерности. Например, есть данные о перемещении земной коры вверх или вниз, вероятности землетрясения – и нужно понять, объяснить, спрогнозировать возможное развитие событий. Вот этот процесс поиска ответов на вопросы, наверное, и есть самое интересное для любого исследователя.
Как вы считаете, должно ли государство поддерживать молодых ученых?
Безусловно. Как я уже сказал, молодежь более активно пошла в науку, но, так сказать, с оглядкой – все хотят достойно обеспечивать себя и свою семью, иметь собственное жилье и так далее. Но помимо материальной составляющей, сегодня для молодежи важно проявлять себя, не сидеть на месте, видеть перспективу. Поэтому молодым ученым необходимо давать возможность участвовать в конференциях, симпозиумах, совещаниях, где они могут обменяться опытом с коллегами и научиться отстаивать свою точку зрения.
Станислав Григорьевич, чем вы занимаетесь в свободное от научных исследований время? Участвуете ли в деятельности профсоюза ДВО РАН?
Я убежден, что профсоюз в любой сфере деятельности помогает найти баланс между интересами работников и работодателей. Поэтому, конечно, участвую в работе первичной профсоюзной организации в нашем институте и в Дальневосточном отделении РАН в целом.
Свободное время обычно посвящаю рыбалке и спорту. Играю в хоккейной команде «Аскольд», которая участвует в городских соревнованиях. В теплое время года всегда нахожу возможность поиграть в футбол – у нас, ученых, кстати, тоже есть собственная команда. Стараюсь приобщать к спорту своих коллег – вместе с профсоюзом регулярно организуем соревнования, участвуем в спартакиадах.