Горняки Лучегорского угольного разреза в Приморье, объявившие в середине октября голодовку в знак протеста против снижения зарплат и сокращения рабочих мест, добились удовлетворения своих требований.
Кроме того, протесты привели к смене руководства и расследованию нарушений трудового законодательства на других предприятиях. Как сообщает Федерация независимых профсоюзов Приморского края, прокуратура региона приняла решение о создании специальной комиссии по анализу и контролю за соблюдением трудового законодательства не только на угольном разрезе, но и во всем Пожарском районе Приморья. На предприятии же начала работу комиссия по внесению изменений и дополнений в коллективный договор о социальных льготах и гарантиях.
Решение объявить голодовку шахтеры приняли после встречи с экс-директором предприятия Владимиром Пономаренко. Горняки были встревожены как перспективой сокращения 600 из 1500 работников разреза, так и уже произошедшим за последний год двукратным снижением зарплат. Как пояснил Сергей Беляков, председатель первичной профсоюзной организации Приморской ГРЭС (оба предприятия входят в состав Лучегор- ского топливно-энергетического комплекса ( «ЛуТЭК») АО «Дальневосточная генерирующая компания»), предыдущие обращения к властям региона и в Минэнерго РФ не принесли никакого видимого результата. Масла в огонь подлило выступление директора разреза, предложившего шахтерам подумать над тем, как повысить производительность труда.
Массовый резонанс, который получила голодовка шахтеров Лучегорска, не случаен — большинство жителей моногорода связано либо с Приморской ГРЭС, которая обеспечивает светом и теплом половину Приморья, либо с Лучегорским разрезом. По словам профсоюзного лидера Сергея Белякова, проблемы Лучегорска — лишь часть системных перекосов, заложенных в энергетику Дальнего Востока.
«Еще в начале 2000-х годов по всей стране в цену киловатта электроэнергии закладывались 0,5-1,5 копейки на дотацию энергетики Дальнего Востока — «плата“ за гигантские территории и огромную протяженность сетей при небольшой мощности энергоблоков. В итоге затраты на выработку киловатта выше, чем в среднем по стране. И это перекрестное субсидирование потом прекратилось. Поднять тариф, по понятным причинам, мы не можем. С тех пор, поверьте мне, каждая энергокомпания на востоке страны работает себе в убыток. И сокращения, и уменьшение зарплаты на ЛуТЭКе — все это из-за попыток снизить затраты на производство», — отмечает Беляков.
Источник: Всероссийский электропрофсоюз