Рыбопромысловое судно «Восток», пропавшее в Японском море 25 января, вновь подняло на поверхность такие актуальные вопросы, как необходимость развития отраслевого спасательного флота, а также важность ввода в строй новых добывающих судов отечественного производства. Об этом в своей статье, опубликованной на сайте Fishnews, заявил председатель Приморской краевой организации профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Нагорный. |
Обледенение губит суда
Морская стихия принесла немало горя советским и российским рыбакам, особенно такое явление, как обледенение судов. До сих пор рыбаки помнят гибель от обледенения в Охотском море СРТ-658 с 23 членами экипажа 15 марта 1955 года. А 19 января 1965 года намерзший лед погубил в Беринговом море СРТ-423 «Бокситогорск» с 24 членами экипажа на борту, только один моряк спасся.
Мыс Гамова, вблизи которого исчезло судно «Восток», – опасное место, дно вокруг мыса усыпано следами морских катастроф еще с 19 века. Играют роль и сложный рельеф (подводные скалы), и климатические условия. В случае с «Востоком» ситуацию усугубили штормовая погода, низкая температура, обледенение.
Я согласен с мнением президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского: вероятно, судно потеряло остойчивость из-за сильного обледенения. Решающим фактором могли стать сложенные на палубе крабовые ловушки, которые в таких условиях превращаются в сплошную глыбу льда, не поддающуюся окалыванию.
Некоторые из судов, находившихся 25 января в том же районе, затем заходили в порт Зарубино. И по опубликованным в СМИ фотографиям видно, насколько сильно они обледенели.
Мы не знаем, был ли на пропавшем судне балласт и какова его остойчивость в условиях обледенения. Но очевидно, что плавание в условиях обледенения на таких маленьких судах, – огромный риск. Российский флот строится с учетом специфики отечественной рыбной отрасли, условий работы в наших водах и рассчитан на то, чтобы выдерживать подобные тяжелые испытания. На мой взгляд, нынешняя трагедия заставляет обратить внимание на проблему обновления флота: ввода в строй именно новых добывающих судов, и лучше, если они будут отечественного производства.
Рыбакам необходимо иметь больше ведомственных спасателей
Когда сигнал с аварийного буя «Востока» был получен Владивостокским морским спасательно-координационным центром Росморречфлота, из столицы Приморья в район предполагаемого бедствия, а это пути торгового мореплавания, вышло спасательное судно. Однако с учетом времени, необходимого на переход, шансов кого-либо спасти изначально было немного.
Ситуация с «Востоком» заставляет нас вновь задуматься – насколько важен для рыбаков собственный спасательный флот, причем находящийся на ходу, а не у причала в ожидании финансовых средств на ремонт.
Обледенение и другие опасности поджидают промысловые суда и в Охотском море, и в Беринговом, и в других. У рыбацкого спасательного флота своя специфика: его суда должны находиться на постоянном дежурстве в промысловых экспедициях, чтобы оказывать помощь максимально оперативно. В основном работа спасателей заключается в освобождении винтов от намотавшихся фрагментов сетей, тросов и других элементов такелажа. Ведь судно, лишенное движения, подвергается серьезной опасности опрокинуться или быть выброшенным на камни.
У спасателей торгового флота специфика другая: основное место их базирования – порты. Спасательное судно получает указание, выходит к месту ЧП и, как правило, ведет аварийный борт в порт для проведения ремонта.
Рыбацкие спасатели после освобождения винто-рулевой группы предоставляют капитану аварийного судна видеосъемку, чтобы он мог определиться со степенью повреждений и возможностью дальнейшей работы в экспедиции. Ведь переход из района промысла в порт для ремонта – это, как правило, несколько суток и большие денежные затраты. Поэтому наш профсоюз и выступает за то, чтобы наш аварийно-спасательный в необходимом количестве флот всегда находился при рыбаках.
Мы ставим перед правительством вопрос о сложившейся нездоровой обстановке: для рыбацкого флота выделено в десять раз меньше спасательных судов, чем для торгового. Притом что общее количество промысловых судов под российским флагом существенно больше числа транспортников. Если у государства нет средств, чтобы построить новые спасательные суда для рыбаков,то можно перераспределить имеющиеся.
Источник: Фишньюс