Мария Комагорова обучала читать финансовую отчетность и находить аргументы для отстаивания интересов в переговорах с работодателями
— Мария Александровна, как возникла мысль разработать семинар на эту тему?
— Я много ездила по регионам России с семинарами по информационной работе в профсоюзах, учила создавать эффективные профуголки, и однажды профсоюзы машиностроения попросили подготовить для них обучение по еще какой-нибудь актуальной теме. Вспомнив о своем экономическом образовании, я решила разработать семинар, помогающий профсоюзникам понять, каково реальное положение дел на предприятии. Есть ли прибыль, и где работодатель ее может прятать, каковы резервы для повышения зарплат работников. Профсоюзы сегодня много вкладывают в образование своих активистов, учат их говорить на одном языке с работодателями, а для этого им надо не только владеть техниками переговорного процесса, но и хоть как-то разбираться в экономике своих предприятий. Моя задача — дать им в руки простые и надежные инструменты для этого.
Первый семинар в 2015 году прошел не просто хорошо — участники смогли со всем разобраться, все "прочитать" и посчитать, и сами радовались так, что аплодировали стоя. И я поняла, что профактивистам эта информация очень нужна.
— То есть, отсутствие экономического образования — не преграда для того, чтобы разобраться в серьезной финансовой документации? Научиться этому может любой?
— Совершенно верно. Я не гружу участников лишней информацией и даю самую суть, заточенную на практическое применение — основы финансового анализа. Семинар не подразумевает того, что профактивисты сами будут составлять бухгалтерскую отчетность, но и это не нужно. Важно, чтобы лидер любой первичной профорганизации, даже в самом удаленном уголке страны понимал, что такое расходы, прибыль, взносы в социальные фонды, оборот, выручка и прочие финансовые термины. Чтобы ему было что ответить на самую распространенную фразу работодателя "Денег нет". Это не сложно. Достаточно проанализировать несколько цифр, чтобы понять, есть в компании деньги или нет, и, уже вооружившись этим знанием, пойти к руководителю и добиваться нужных результатов — проиндексировать зарплату, увеличить расходы на оздоровление работников и т.д.
Работодателю, кстати, нравится, когда с ним разговаривают на одном языке, оперируют теми же терминами, приводят правильные аргументы. Такой профлидер вызывает уважение, с ним больше считаются.
Поэтому на моих семинарах участники анализируют финансовую отчетность реальных производственных предприятий и на конкретных примерах разбирают лазейки, к которым могут прибегать недобросовестные работодатели. Если мне заранее говорят о том, работники каких компаний будут на обучении, я стараюсь найти в открытых источниках отчетность конкретного предприятия, и тогда работать еще интереснее.
— Именно семинары подтолкнули вас к написанию книги "Как разобраться в финансовой отчетности предприятия. В помощь профактивисту."?
— Да, именно так. Идею о книге поддержала центральная профсоюзная газета "Солидарность". Лидер ФНПР Михаил Шмаков ознакомился с ней лично и даже внес некоторые корректировки. Сегодня я уже приступила к работе над второй частью книги. Если первая посвящена работе коммерческих предприятий, то эта — организациям бюджетных отраслей. А здесь, надо признаться, все в разы сложнее и запутаннее. Поэтому над этой частью как самого семинара, так и будущей книги, мы работаем вместе с участниками. Порой это приводит к интересным открытиям.
Во Владивостоке, например, когда мы разбирали вопрос о том, где профсоюзам бюджетных учреждений находить деньги на материальную поддержку работников, я в шутку предложила: участвовать в реализации платных услуг. И тут одна из участниц сказала, что на самом деле ее профорганизация именно так и делает, за что получает процент от работодателя! То есть, при желании возможно все! Конечно, я буду рассказывать о приморском опыте в других регионах.
— Для чего вы объясняете на семинаре, как формируется бюджет России, региона, из чего складывается его дефицит, откуда берутся долги?
— Без этой информации с экономикой бюджетных отраслей не разобраться. Важно понимать, откуда вообще берутся деньги в бюджете и как "путешествуют" сначала в регионы, затем, в виде субсидий -в бюджетные учреждения, и что может являться источниками дополнительного финансирования.
У профсоюзников из коммерческих организаций, несомненно, больше простора для действий. Прибылью распоряжается собственник предприятия, и все зависит от того, какие отношения связывают его с профсоюзным лидером, и насколько убедительным и настойчивым тот умеет быть, используя полученные из отчетности аргументы. И тогда, даже если в чем-то ты сегодня уступил, ты можешь вернуться к этому завтра и "дожать" работодателя.
У бюджетников сложнее. Пришла сумма средств на определенную цель — и должна быть потрачена именно на нее, а остатки сданы обратно. Отчетность строжайшая, шансов выбить дополнительные деньги на "нецелевое" использование нет.
Конечно, председатель профкома участвует в комиссии, которая распределяет стимулирующие и премиальные выплаты, но он может только следить за справедливостью процесса. Где взять средства для материальной помощи работникам в трудной жизненной ситуации? Разве что войти каким-то образом в платные услуги, и делать это на уровне плановой финансово-хозяйственной деятельности. Правда, это совсем не означает, что тебе сразу все дадут. Но, по крайней мере, ты можешь начать движение в сторону своей цели. Как, повторюсь, это уже делают отдельные владивостокские профорганизации.
— Вы довольны тем, как прошел семинар в Приморье?
— Да. Очень живая и активная аудитория. В телефонах никто не сидел — все работали и даже поймали меня на ошибке — оговорке в цифре. Это порадовало — значит, внимательно слушали.
Вопросов приморские участники задавали больше, чем в остальных регионах вместе взятых. Не боялись переспрашивать, уточнять. Честно признались, что все очень сложно, и они сходят с ума от объема информации, но я видела, что им интересно. Они прекрасно понимали, зачем это надо, и вдохновлялись новыми знаниями.
— Самые распространенные вопросы, которые вам задают на семинаре?
— Один из первых вопросов в любом регионе — что делать, если руководитель не дает отчетность, ссылается на коммерческую тайну?
Я напоминаю про ст. 37 Закона о профсоюзах и ст. 17 Трудового Кодекса, в соответствии с которыми работодатель обязан предоставить любую информацию, которая нужна для проведения коллективных переговоров. Составляете письмо, обосновываете необходимость получения тех или иных данных, и в случае отказа в любом суде дело будет выиграно в первом же слушании.
Никакой коммерческой тайны в показателях, которые нужны профсоюзам, нет. Одно дело, например, себестоимость продукции, где размер маржи не должен раскрываться (так профлидеры и не требуют этих данных). И совсем другое — заработная плата, за повышение и своевременность выплаты которой как раз и бьется профсоюз.
— Правда, что на ваши семинары приходят работодатели?
— Да, я сотрудничаю с бизнес-школами и коммерческими учебными заведениями. На мои занятия приходят представители малого бизнеса, которые не имеют экономического образования и не могут разобраться в бухгалтерских документах. Корректность бухучета можно проверить с помощью аудиторов, но молодым собственникам важно для самих себя понимать, что к чему. Их подкупает простота подачи материала, отсутствие лишней информации. Поэтому и на семинары приходят, и книгу, адресованную профактиву, покупают. Некоторые, к слову, удивляются, что профсоюзы сегодня не просто существуют, но и занимаются образованием своих активистов, помогают им добиваться серьезных побед в коллективных переговорах.
Для чего профактивисту нужно разбираться в тонкостях и хитросплетениях бухгалтерского учета на предприятии, и по силам ли это тому, кто не имеет экономического образования, — рассказывает Мария Комагорова, московский экономист и маркетолог. В октябре она обучала профактив Приморья читать финансовую отчетность и находить аргументы для отстаивания интересов трудовых коллективов в переговорах с работодателями, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на сайт федерации профсоюзов Приморья.
Источник: ИА Primamedia
В Федерацию профсоюзов Приморского края поступили сведения о четырех смертях и четырех тяжелых травмах на предприятиях региона.
43- летний слесарь по ремонту автомобилей «Сервисно-портовой компании» Шкотовского района умер во сне в помещении общежития.
В Фокино 48 –летний работник ООО «Отель-Т» скончался во время вахты по охране здания базы отдыха "Песочница".
В помещении весовой Дальнегорского ГОКа без признаков жизни обнаружена старший кладовщик цеха по транспортировке и хранению грузов. Женщине было 57 лет.
В Пожарском муниципальном районе при ДТП погиб 26-летний оператор локационной системы предприятия «Примстройальянс».
Во Владивостоке 73-летний лоцман компании «Портофлот» споткнулся о крышку люка на судне «Персей» и получил тяжелую травму головы.
26-летний стрелок 5-го разряда ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранспорта РФ» получил тяжелую травму ДТП в тоннеле со стороны п. Барабаш.
В Находке 53 –летний главный инженер предприятия «Дальмормонтаж-Восточный»...