Секретарь ФНПР Виктор Пинский - о работе в Госдуме
Профсоюзных депутатов в Госдуме, увы, не так много, как хотелось бы защитникам прав работников. Поэтому и отстоять профсоюзную точку зрения получается не всегда до конца. Тем не менее часто бывает, что, несмотря на малое количество, они “в тельняшках”, и нужные профсоюзам компромиссы находятся и обретают силу законов. Секретарь ФНПР и первый зампред фракции “Единой России” в Госдуме Виктор Пинский (на фото) рассказал “Солидарности” о тактике переговоров с коллегами, о столкновении ролей партийца и профсоюзного лидера и о важности поддержки профсоюзных депутатов “рядовыми” активистами, для которых “созданы все условия”.
ПРИНЦИПЫ И КОМПРОМИССЫ
- Виктор Витальевич, понятное дело, что профсоюзный депутат не обязательно должен входить в комитет по труду, и все же: как соотносится профсоюзная деятельность с кругом вопросов, обсуждаемых в комитете по госстроительству и законодательству?
- Соотносится напрямую. В сферу деятельности нашего комитета входит, например, Гражданский кодекс, все, что касается прав работников, деятельности общественных организаций. Все это имеет прямое отношение к профсоюзам. И да, конечно, мы помогаем им. В прошлом созыве, например, вносили изменения в Гражданский кодекс, которые лоббировали профсоюзы.
Что касается комитета по труду, то в его составе достаточно профсоюзных депутатов, чтобы продавливать профсоюзную точку зрения. Наша позиция там очень сильная. И потом, депутатам ничто не препятствует участвовать в подготовке законов, относящихся к компетенции других комитетов. Мы можем инициировать и вносить любые законы и поправки, приходить в “чужой” комитет и их отстаивать. Я считаю, что я - на своем месте.
- Приходилось ли вам отстаивать профсоюзную точку зрения на то или иное решение, отличную от точек зрения коллег, или у вас царит полное единодушие?
- Полного единодушия, естественно, нет. Свежий пример - утверждение Алексея Кудрина на посту главы Счетной палаты. В депутатской группе, которой я руковожу, 15 депутатов были против его кандидатуры, и они так и голосовали. Есть принципиальные вещи, и часто депутаты говорят: для меня это важно, я за это голосовать не буду. Это нормально, у каждого депутата свое мнение. Другое дело, как он его отстаивает и как это влияет на решение фракции. Насколько хватит нашего положения и красноречия, чтобы убедить всю фракцию, что надо сделать не так, как считает нужным, допустим, правительство, а так, как надо профсоюзам. Но нас, профсоюзных депутатов, не так много, чтобы этого добиваться постоянно. И, если фракция решила, мы должны подчиняться этому решению. Потому что мы избраны от этой партии.
- Так есть ли смысл вообще избираться именно от нее?
- Во-первых, ни одна другая из парламентских партий не предлагает полноценного сотрудничества с профсоюзами. А для профсоюзов, разумеется, имеет смысл пытаться оказаться на позициях, на которых принимают ключевые решения. А во-вторых, я, например, стал членом “Единой России” раньше, чем начал работать в профсоюзах, и к тому времени уже продвинулся по партийной линии. Поэтому для меня не было вопроса, с кем идти на выборы. Ну а то, какую позицию ты занимаешь в своей партии, насколько влияешь на умы однопартийцев, зависит от твоих компетенций, опыта.
- Известно ли вам о судьбе законопроекта о “рабочем управлении”, который потерялся где-то между первым и вторым чтениями?
- Закон в апреле прошлого года был рассмотрен в первом чтении. К нему были вопросы, но уже подготовлены поправки. Речь идет об ответственности профсоюзов за разглашение коммерческой тайны. Как только позиции сторон на этот счет будут согласованы, будем настаивать, чтобы закон принимался.
- Вы занимаете высокие должности и в ФНПР, и в “Единой России”. Приходится ли хоть иногда спорить, так сказать, “с самим собой”? То есть занимать позицию профсоюзов в ущерб интересам партии или наоборот.
- Такие ситуации возникают перманентно. Но профсоюзы и партия - партнеры, “ЕР” продвигает профсоюзных кандидатов на выборах под своим флагом, поэтому разногласия стараемся решать. Кстати, та тема с поправками в Гражданский кодекс - это был пример такого компромисса. У партии была своя позиция, у профсоюзов - своя. Я тогда организовывал встречу Михаила Шмакова с главой нашего комитета Павлом Крашенинниковым, мы смогли обосновать позицию профсоюзов. Приняли поправки с пониманием того, что у профсоюзов, в отличие от других общественных организаций, есть специальный закон. Им и надо руководствоваться.
- Премьер Дмитрий Медведев 8 мая весьма прозрачно намекнул на то, что пенсионный возраст все-таки будет повышен. Что вы думаете о такой перспективе?
- Профсоюзы против такого решения. Я думаю, что согласиться на это можно только в одном случае: если это будет улучшать положение трудящихся. А все, что его ухудшает, не может и не должно быть целью правительства.
- Вы “переехали” в Госдуму из Владивостока, где возглавляли местный профцентр. Там уже давно работают законы, призванные наладить жизнь Дальнего Востока: о ТОРах, о свободном порте, о дальневосточном гектаре. Насколько они действенны на практике - становится ли в самом деле жить лучше или хотя бы веселее?
- Веселее стало, конечно... Например, так называемый закон об электронной визе в свободный порт Владивосток упростил въезд иностранных туристов. В город уже активно поехали японцы - на оперу и балет… А если серьезно, то оценить эффективность дальневосточных законов можно будет только в процессе правоприменения. Еще не все законы, которые нужны, внесены и работают. Я считаю, что законы по Дальнему Востоку должны приниматься в приоритетном порядке, раз Дальний Восток вообще в приоритете сейчас в стране. И это действительно так - ни одна другая территория страны не получает столько внимания.
Идея в том, чтобы сделать жизнь на востоке России удобной и комфортной. Чтобы тем, кто родился и живет здесь, не хотелось уезжать. И, кстати, мы с вами, как дальневосточники (Павел Осипов родился в Хабаровском крае. - Прим. ред.), хорошо знаем, что для этого нужно: чтобы была у дальневосточников работа, достойная зарплата, хорошие дороги, дешевые авиабилеты, электроэнергия, перспективы…
ПРИНИМАЙ УЧАСТИЕ!
- Кстати, о зарплатах. Конституционный суд решил: региональные надбавки не должны входить в состав МРОТ. Но в регионах опасаются, что для выполнения этого решения придется “оптимизировать” персонал и прибегать к прочим ухищрениям. Что вы можете сказать о такой перспективе? Мы ведь уже наблюдали, как достигались в регионах показатели по майским указам...
- Знаете, была даже идея установить специальную ответственность за невыполнение майских указов. Но мы должны заниматься не формированием новой системы наказаний, а добиваться, чтобы ситуация менялась в лучшую сторону. Да и ответственность уже предусмотрена действующим законодательством - по статьям о халатности, ненадлежащем выполнении должностных обязанностей. Правда, не это было причиной невыполнения майских указов в регионах, а отсутствие в бюджете средств, в основном. На начисление же “северных” сверху МРОТ деньги, как мы знаем, есть. Наша задача, как я это вижу, - следить, чтобы закон был исполнен, разбираться в причинах невыполнения, вовремя реагировать на такие случаи, информировать правительство. Доказательно, с документами в руках. Для этого, в том числе, нас и избирали граждане.
- К слову, вы сейчас разрабатываете предложения по выборному законодательству. Имеют ли они отношение к интересам профсоюзов и в чем конкретно состоят?
- Это ко всем гражданам имеет отношение: выборы становятся прозрачными, а процедура голосования - максимально удобной для избирателей. Концепция предлагаемых изменений состоит в том, чтобы дать возможность гражданам нашей страны реализовать свое избирательное право независимо от обстоятельств. Например, от того, где ты находишься в день выборов. Допустим, я на нескольких выборах не мог сам за себя проголосовать, потому что не мог предсказать заранее, что в день голосования окажусь не во Владивостоке, а в другом конце страны - по работе!
На прошедших выборах президента часть этих изменений уже обкатана, и есть эффект. Миллионы людей воспользовались возможностью изменить свой участок для голосования через МФЦ и портал госуслуг. Изменения, которые позволят делать это на выборах депутатов Госдумы, тоже уже приняты. Этот же закон дает возможность общественным палатам регионов направлять своих представителей на избирательные участки в качестве наблюдателей. То есть профсоюзы, которые, как правило, представлены в общественных палатах, получат еще и такую возможность следить за ходом выборов. И так же, как на выборах президента, можно будет использовать видеонаблюдение за процедурой подсчета голосов и онлайн-трансляцию. Перспектива - унификация законодательства для всех уровней выборов. По мере появления технических возможностей для этого, развития интернета, программного обеспечения.
- На какие законопроекты, которые будут рассматриваться до конца текущей сессии, профсоюзному активисту стоит обратить особое внимание?
- Слушайте, активист, если он реально активист, может сам все отслеживать. И выбирать законы, которые ему нужны. Интересы профсоюзов затрагивают практически все законы, которые принимает Дума. Есть отличный в этом смысле сайт Госдумы, где идет онлайн-трансляция всех пленарок, оперативно размещаются фото, видео, стенограммы заседаний, которые проходят в стенах нашего здания. Есть база законопроектов. Можно отслеживать стадии их прохождения, видеть поправки, авторов, процесс голосования. Можно влиять на законотворчество. Пример тому - законы, которые только в этом году были изменены именно по настоянию общественности, после парламентских слушаний и заседаний рабочих групп. Они касались способов расчета платы за воду и электричество на общедомовые нужды, реновации в Москве, контрольно-кассовых аппаратов.
Законотворчество - это живой процесс. И я глубоко убежден, что нельзя просто полагаться на то, что кто-то напишет законы. Чтобы тебе, твоим близким, всем было действительно удобно и безопасно в России, проявляй активность, участвуй в этом процессе! Он - полностью открытый.
Источник: Солидарность
Данные на 22 мая 2023
В Федерацию профсоюзов Приморского края на минувшей неделе поступили сведения об одном тяжелом несчастном случае на предприятии Приморья. Отметим, что впервые за последние два месяцев не зарегистрировано ни одной смерти на рабочих местах.
70-летняя глазировщица компании «ПРИМКОН» упала и получила тяжелую травму головы.
Представители профсоюзов Приморья участвуют в расследовании этого происшествия.
Данные предоставлены членскими организациями ФППК.
Подробно о ситуации на рынке труда Приморья смотрите в таблице.