О том, кто и что делает профсоюзы слабее, что конкретно надо менять в системе профсоюзного обучения, о победах профсоюзов на федеральном уровне, и о том, почему малочисленным профорганизациям нужно объединяться, говорилось на семинаре-совещании ответственных за организационную работу в членских организациях Федерации независимых профсоюзов России в Сочи.
Профсоюзы Приморья на совещании представляла заместитель председателя Федерации профсоюзов Приморского края, руководитель департамента международного сотрудничества и организационной работы ФППК Нина Зиновьева.
- Нина Николаевна, орговики на семинары собираются не часто, что стало главным поводом для встречи в этот раз?
- Во-первых, завершается отчетно-выборная кампания в профсоюзах России. Ее итоги очень важны, потому что анализируют все наши успехи и проблемы, определяют пути развития нашей общественной организации. Кампания проходила по новым правилам. Старт дал IX съезд Федерации Независимых Профсоюзов России в феврале 2015 года. Его специально передвинули на 11 месяцев вперед, чтобы все общие решения можно было закрепить на отраслевых съездах и территориальных конференциях. Главное сейчас - организационное укрепление профсоюзов, финансовая дисциплина и ответственность за принимаемые решения. Потому что без этого нельзя решать другую важную проблему - бороться с сокращением численности профсоюзов. Пусть есть объективные причины - перестройка экономики, закрытие предприятий, схлопывание целых отраслей, аутсорсинг, за которым следует моментальный выход из профсоюза, конфликты с работодателями и ликвидации первичек как следствие. Нас все еще много, в ФНПР более 20 млн членов. Но мы сокращаемся. И мы стареем. В организации молодежи всего тридцать процентов. Если эту тревожную тенденцию не переломить, профсоюзы будут терять свою силу.
- Как привлечь людей в профсоюз?
- Главная функция профсоюзов – защита трудовых прав. Не абстрактных трудящихся – а каждого работающего человека. И мы говорим сейчас о важности осознанного членства в профсоюзах. Это значит, что каждый вступивший должен быть готов к борьбе за свои права. Не так, знаете, когда только председатель организации и актив бьются с работодателем, а если на предприятии проблемы, наши люди именно бьются. Ведь мы отрываем от прибыли кусок честно заработанных коллективом денег. И прописываем в коллективных договорах все льготы. Естественно, никто не готов отдавать их с легкостью. Иногда такие переговоры ведутся по-деловому, а иногда превращаются в войну. И тогда очень важно, чтобы каждый член профсоюза был готов подставить плечо своему лидеру.
Хотя, конечно, мы стараемся использовать все возможности для создания дополнительных приятных льгот для членов организации. Есть разные варианты, как «раскрасить» людям профсоюзное членство. Например, санаторно-курортное лечение в любом санатории страны, входящем в систему ФНПР, с 20-процентной скидкой или, если есть возможность - внедрение системы дополнительного медицинского и пенсионного страхования.
Сегодня активно вводятся электронные профсоюзные билеты, которые одновременно являются дисконтными картами и позволяют рассчитывать на скидки в партнерских компаниях. Особенно в этом преуспели железнодорожники, которые привлекли к программе более 200 компаний по стране. Благодаря этой программе лояльности, только у одного федерального сотового оператора члены профсоюза получили скидку в общей сумме на миллион рублей. Члены профсоюзов Приморья, кстати, тоже участники этот проекта. К нему подключились уже более десяти тысяч человек.
Есть у наших профсоюзников и другие мотивирующие предложения. Например, они могут отправить ребенка за границу в рамках соглашения с японскими профсоюзами, при этом родители платят только за перелет, а размещение, питание и богатая экскурсионная программа – бесплатно.
Чем больше людей в организации - тем больше возможностей. Зависимость здесь прямая: снижается численность профсоюзов – становится меньше средств. Поэтому слабым, малочисленным организациям сегодня просто необходимо объединяться и укрупняться, чтобы становиться сильнее и более профессионально защищать интересы людей.
Так, для того чтобы отстаивать права работников в судах, а это случается все чаще, нужно нанимать грамотных профессиональных юристов, способных тягаться с работодателем на равных. Или обучать своих. Это требует денег, которых нет у мелких организаций. Казалось бы, на словах все это понимают, на деле – нет. И это проблема.
- Каковы критерии численности работоспособного профсоюза?
- При численности менее 100 тысяч человек невозможно содержать работоспособный аппарат центральному комитету отраслевого профсоюза. А у нас есть профсоюзы, в которые входят всего 30 тысяч человек, о какой эффективной работе может идти речь? А при численности менее 10 тысяч тяжело содержать территориальный аппарат отраслевого профсоюза. Мы это видим по организациям в Приморье. Средств хватает только на председателя. Для успешной работы нужны бухгалтер, технический инспектора труда, юрист и, в идеале, орговик и информационщик. Выживут лишь те организации, чьи руководители отбросят амбиции и начнут объединяться.
Всего 4 профсоюза в стране сегодня решились на это - работники оборонной промышленности, машиностроения, автосельхозмашиностроения, текстильной и легкой промышленности. Объединительный съезд пройдет в апреле 2017 года. В новый профсоюз войдут 528 тыс. человек. Вместо 118 территориальных организаций останется 43. Кстати, смешение сфер производства в одном профсоюзе– нормальная мировая тенденция. В США, например, учителя входят в профсоюз горных металлургов, и это никого не смущает. Главное - суметь объединить ресурсы, которые позволят профессионально работать в сфере защиты трудовых прав.
Недавно спросила у знакомой, которая устроилась в одну крупную федеральную структуру, где охват профсоюзным членством – более 90%, вступила ли она в профсоюз.
- Я одна из немногих, кто не стал в него вступать, - ответила она. – А зачем? Я и так получаю все льготы, предусмотренные коллективным договором, защищена со всех сторон.
Так вот, каждый такой человек, по сути, нахлебник, делает организацию слабее.
- Периодически звучат идеи профлидеров о том, чтобы все льготы и гарантии, добытые профсоюзом, распространялись только на его членов…
- Это палка о двух концах: работодатель начнет активно создавать альтернативные профорганизации, что уже происходит. Мы не должны этого допустить.
- Тогда как исправить ситуацию?
- Активизировать информационно-разъяснительную работу. Даже члены профорганизаций часто не до конца понимают, чего добились профсоюзы. Многие просто не знают, что за большинством принимаемых законов о труде или наоборот не допущенных к принятию нарушающих права работающего населения и пенсионеров актов стоят профсоюзы. Фактически они являются сегодня единственными, кто ведет непримиримую борьбу с правительством на поле законов о труде.
- Каковы последние достижения профсоюзов на федеральном уровне?
- Их много, остановлюсь на нескольких.
Если ранее пенсионный коэффициент утверждался правительством, то сегодня его размер регулируется законом, а значит, проходит обсуждение депутатами Госдумы и публично доводится до трудящихся.
Также удалось не допустить того, чтобы работающим пенсионерам, чей доход превышает два прожиточных минимума – а это около 20 тысяч рублей – не выплачивались пенсии.
Не прошло предложение и об увеличении порога стажа при оплате больничных листов до 15 лет, сегодня он составляет почти вдвое меньше - 8 лет. А также идея не оплачивать работнику первый день болезни.
Кроме того, в августе Минюст зарегистрировал новые СНиПы. В них восстановлены параметры по уровню шума, освещенности, вибрации, ультразвука, инфразвука, лазерному излучению, микроклимату и т.п., которые при принятии СОУТ были исключены из перечня вредных факторов на рабочих местах.
Ну и, конечно, то, что пенсионный возраст в России до сих пор не увеличен, - также заслуга профсоюзов.
- Что нового в профсоюзном обучении? На что сегодня нужно делать акцент?
- В последнее время профсоюзы увлеклись бизнес-обучением, которое на определенном этапе действительно было велением времени – для того чтобы на равных разговаривать с менеджментом предприятий и работодателями мы изучали конфликтологию, технику ведения переговоров, и т.д. Но, возможно, забыли о том бесценном опыте, который есть у каждого профлидера, прошедшего через настоящую информационную войну и одержавшего победу. Такие люди есть, но мало кто из них делится знаниями перед широкой аудиторией, и зачастую профсоюзным активистам приходится изобретать свой личный велосипед, а не брать на вооружение опыт товарищей. И здесь активно должны подключаться территориальные организации, наши профсоюзные учебно-методические центры. Лидеры могут рассказать о своих личных ощущениях, а наша задача – собрать информацию воедино, структурировать и донести профсоюзной аудитории.
Кроме того, нет отлаженного потока активистов, проходящих через систему многоуровневого профсоюзного обучения. Во Владивостоке мы собираемся не так часто, как хотелось бы. Край большой. Сегодня нужно организовывать учебу в районных координационных советах, собирая председателей первичек, работающих на территории. Чтобы, вернувшись в свои организации, они смогли четко и ясно донести до каждого работника, чем конкретно заняты профсоюзы страны и края, над чем работают и какие задачи решают.
Кстати, после участия избирательной кампании 2016 года, мы увидели необходимость внедрения в трудовые коллективы профсоюзных политинформаций, где председатель первички мог бы еженедельно рассказывать новости о том, что проходит у товарищей по профдвижению. Например, в таком-то населенном пункте края прошел организованный митинг, участники которого выдвинули работодателю или местной власти такие-то требования, результат такой-то. А вот у товарищей на Камчатке - такие-то успехи.
- То есть, получается, орговики сегодня должны заниматься и информационной работой?
- По большому счету, наша работа всегда находилась на стыке с информационной сферой, а сегодня тем более. Дефицит средств лишает профсоюзы возможности иметь профессионалов в каждом отдельном аспекте деятельности.
- Вы общались на семинаре с коллегами из других регионов. Проблемы, которые они решают, имеют территориальную специфику?
- Основные вопросы актуальны для всех субъектов страны. Это взаимодействие с властями и работодателями для того, чтобы договориться о минимальных социальных гарантиях на территории, повышение минимальной заработной платы. МРОТ предлагает тот минимум, ниже которого нельзя опускаться, и задача профсоюзов - добиваться его повышения. В частности, профсоюзы Приморья сегодня настаивают на увеличении минимальной заработной платы в 1,6 раза - до 12 тысяч рублей, чтобы она хотя приближалась к прожиточному минимуму в регионе.
К слову, в начале 2006 года, когда я пришла работать в профсоюзы, минимальный размер оплаты труда составлял всего 800 рублей и не менялся к тому времени много лет. Шли активные дискуссии, людей пугали: изменят МРОТ – вырастут штрафы, потребительские цены, а значит, давайте оставим все, как есть. Понятно, что это делалось специально, чтобы не поднимать зарплату и пенсии людям. И когда профсоюзы страны за один сезон вышли на три всероссийские акции – МРОТ тут же был увеличен, а следом и пенсии.
В этом и состоит мощь профсоюзного движения. Для того чтобы мы и сегодня в любой момент были готовы выступить единым фронтом за интересы работающего населения, мы должны быть не только решительными, но и сплоченными. Наша сила – в единстве и солидарности.
В Федерацию профсоюзов Приморского края поступили сведения о четырех смертях и четырех тяжелых травмах на предприятиях региона.
43- летний слесарь по ремонту автомобилей «Сервисно-портовой компании» Шкотовского района умер во сне в помещении общежития.
В Фокино 48 –летний работник ООО «Отель-Т» скончался во время вахты по охране здания базы отдыха "Песочница".
В помещении весовой Дальнегорского ГОКа без признаков жизни обнаружена старший кладовщик цеха по транспортировке и хранению грузов. Женщине было 57 лет.
В Пожарском муниципальном районе при ДТП погиб 26-летний оператор локационной системы предприятия «Примстройальянс».
Во Владивостоке 73-летний лоцман компании «Портофлот» споткнулся о крышку люка на судне «Персей» и получил тяжелую травму головы.
26-летний стрелок 5-го разряда ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранспорта РФ» получил тяжелую травму ДТП в тоннеле со стороны п. Барабаш.
В Находке 53 –летний главный инженер предприятия «Дальмормонтаж-Восточный»...