8 декабря, PrimaMedia. 7 декабря Конституционный суд России постановил, что компенсационные и стимулирующие выплаты в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не включаются. Более того, начисляются на весь фактический заработок. Профсоюзы России расценивают это как свою победу, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе ФППК.
Таков приговор суда по итогам рассмотрения четырех жалоб россиян, работающих на предприятиях Карелии, Алтайского края и Иркутской области. Их не устраивал порядок расчета заработной платы, при котором "северные" надбавки включались работодателями в состав МРОТ, что подкреплялось решениями региональных судов. Теперь судебные дела на местах будут пересмотрены, а зарплаты пересчитаны.
Профсоюзы России расценивают это как свою победу. Они боролись за "чистый" МРОТ 10 лет, с тех пор как из Трудового кодекса была изъята соответствующая норма, поскольку ее применение препятствовало дальнейшему повышению минимального размера оплаты труда. Целый ряд регионов заявили тогда, что не справятся с такими финансовыми обязательствами. Возникший пробел позволил недобросовестным работодателям трактовать закон по своему усмотрению и заниматься произволом, включая все надбавки в МРОТ.
Профсоюзы искали поддержку в Верховном суде, но и его позиция была неоднозначной: в 2015 году он принял сторону профсоюзов, а 2016-м вновь допустил двоякую трактовку.
"Мы не просто выходили с лозунгами за чистый МРОТ на акции, мы боролись за это в судах, отстаивая интересы трудящихся приморцев. Лидерам отраслевых профсоюзов края, председателям координационных советов удавалось добиваться судебных решений в пользу наших людей, но это была тяжелая, изматывающая работа, и мы рады, что точка в этом вопросе наконец-то поставлена", — говорит председатель Федерации профсоюзов Приморского края Владимир Исаков.
Председатель Арсеньевского координационного совета организаций профсоюзов Ирина Мурашкина, например, два года, в 2011-м и 2012-м, ходила в городской и краевой суды как на работу. Благодаря ей десяткам низкооплачиваемых работников образования удалось добиться справедливости.
"Ко мне обращались сторожа, уборщицы, другие представители технического персонала, которые получали заработную плату, соответствующую МРОТ — тогда он составлял 4611 рубль, и это уже с учетом всех надбавок и коэффициентов! Как можно было прожить на такие деньги? Конечно, мы обращались в суды. Не всегда удавалось добиться нужного решения сразу у нас в Арсеньеве, приходилось писать апелляции и обращаться в краевой суд, но в итоге мы не проиграли ни одного дела. Всем работникам, членам профсоюзов, зарплаты были пересчитаны", — вспоминает Ирина Мурашкина.
Тема минимального размера оплаты труда звучала на всех профсоюзных форумах Приморья. О внесении поправок в 133 статью Трудового кодекса, устанавливающую МРОТ, говорили все профсоюзные лидеры.
Владивостокская городская организация профсоюза работников образования, плотно занималась этой проблемой с 2009 года. Профсоюз контактировал с гострудинспекцией, которая поддерживала требования людей и решала вопросы в пользу младшего обслуживающего персонала школ города. Поднимался вопрос и на уровне Законодательного собрания Приморья: в 2012 году проводилось специальное заседание комитета по социальной политике. Однако муниципальная власть упорно продолжала включать РК и ДВ в размер минимальной оплаты труда, и только в 2014 году они стали начисляться на МРОТ.
"Радовались мы недолго, летом 2017 года, опираясь на решение Верховного суда, администрация Владивостока вновь вернулась к прежней практике. Но нам удалось добиться, чтобы заработная плата младшего обслуживающего персонала существенно не уменьшилась и составляла не ниже 12 тысяч рублей", — рассказывает лидер Владивостокской профорганизация работников образования Людмила Карамова.
Сегодня профсоюзы в который раз отстояли интересы не только членов своих организаций — всех работающих северян и дальневосточников, условия работы и жизни которых далеки от тех, к чему привыкли жители средней полосы России.
"Многим трудно себе представить, почему зарплаты и пенсии у живущих на Севере или Дальнем Востоке должны быть выше остальных. Но для профсоюзов это очевидно. Мое первое место работы было в военном суде Петропавловска-Камчатского. Я помню, как после Москвы меня поразило количество снега, которое там выпадает. Чтобы выйти из дома мы копали тоннели в снегу всем подъездом. Каждый день – по несколько раз — землетрясения. Не все могли к этому привыкнуть. В те времена военная служба на Камчатке засчитывалась по принципу год за два, и это точно было справедливо. Условия жизни и работы в большинстве регионов Дальнего Востока, на Севере по-настоящему тяжелые", — говорит первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе Российской Федерации Виктор Пинский.
Теперь ФНПР работает над тем, чтобы внести изменения в соответствующие статьи Трудового кодекса и устранить имеющиеся там пробелы, которые как раз и давали повод двояко трактовать закон.
Источник: ИА PrimaMedia