Лидер Приморской краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения Светлана Кожухарь. Фото: пресс-служба ФППК
Отраслевым профобъединением Светлана Владимировна руководит уже 12 лет. Приняла его она в тяжелое для организации время. В 1987 году, например, профсоюз жизнеобеспечения Приморья объединял более 55 тысяч человек, но развал СССР очень больно ударил по жилищно-коммунальному хозяйству, сделала свое дело и отраслевая реформа. И в 2007-м, когда Кожухарь "заступила на вахту", членство в организации было меньше даже не на порядок, а более, чем в сто раз — около 500 человек.
— Ездила по Приморью, встречалась с работниками и директорами предприятий отрасли, первых убеждала объединяться для защиты своих интересов, а вторых — не препятствовать деятельности профсоюза, — рассказывает Светлана Кожухарь. — И, могу сказать, убедить работников было даже сложнее — люди не понимали, на что способен профсоюз, в основном он ассоциировался у всех с путевками на отдых и новогодними подарками. Постепенно, с помощью маленьких шагов доказывали свою состоятельность.
— Зато сегодня профсоюз жизнеобеспечения Приморья хорошо известен не только в вашей отрасли, его знают и другие профобъединения России, в том числе благодаря победе в главной профсоюзной премии страны, которая присуждается за особые заслуги.
— Наш профсоюз, а точнее, самая большая членская профорганизация "Примтеплоэнерго", действительно победила в номинации "Акция" Общероссийского конкурса "Профсоюзный авангард". И спасибо профсоюзам отрасли из других регионов за поддержку: буквально в считанные часы они прислали более 300 писем в адрес экс-губернатора Миклушевского, после чего он уже не мог отмахнуться от нашего обращения с требованием уволить гендиректора и поставил зарвавшегося работодателя, теперь уже бывшего руководителя предприятия на место. Работникам, наконец, выплатили все долги по зарплате, и вот уже два года они получают ее день в день.
Это была выматывающая борьба длиной почти в два года, и хотя она увенчалась долгожданной победой, отдельные её последствия тянутся до сих пор: мы так и не смогли пока восстановить всех уволенных профактивистов — за двоих все еще сражаемся в судах, в том числе и в Верховном. Никому не пожелаю пройти этот тяжелый путь. Он был очень поучительным, но не должен, на мой взгляд, становиться примером для подражания.
— Почему?
— Потому что социальный мир выстраивать на предприятиях нужно все-таки языком переговоров. Конструктивный диалог — вот основа социального партнерства профсоюза и работодателя. Прокуратура, Гострудинспекция проблему часто не решают. На том же "Примтеплоэнерго" при экс-руководителе штрафы, причем огромные, выписывались регулярно. И оплачивались — не из личного кармана работодателя, а из средств предприятия, а значит, в том числе за счет работников. То есть, можно написать еще сотни писем в различные надзорные органы, добиться назначения еще сотен штрафов, и не добиться ничего. Именно поэтому, возвращаясь к акции, нам ничего не оставалось, как открыто, сначала на все Приморье, а затем на всю Россию заявить о своем негодовании.
Конечно, идеальных работодателей не бывает. И все-таки, раз уж ты пришел руководить не самым простым предприятием, — а большинство организаций в нашей отрасли убыточны, — то тебя должна беспокоить не твоя карьера, а судьба компании и ее многотысячного коллектива. Все держится на людях, особенно в районах края, которые самоотверженно работают за небольшие зарплаты, душой болеют за свои объекты и не бросают работу, даже когда совсем припечет, потому что понимают: завтра поселок или село могут остаться без воды или тепла.
— С нынешним директором "Примтеплоэнерго" Поповым удалось наладить диалог?
— Да, удалось. Он не бил себя кулаком в грудь, не давал пустых обещаний, он просто честно и откровенно поговорил с работниками. Мы подписали соглашение между профсоюзом и работодателем, заключили новый коллективный договор.
Мы увидели, что под управлением Анатолия Львовича Попова "Примтеплоэнерго" стало работать более стабильно.
Думаю, дело в особой, лидерской, "закваске" человека, его нацеленности на преодоление трудностей. Такой деловой настрой передаётся всему коллективу, формирует на предприятии климат, при котором проблемы не откладываются в долгий ящик, а решаются в рабочем порядке.
— Сегодня ваш профсоюз выступает против концессии предприятий ЖКХ, почему?
— Мы глубоко убеждены: концессия для отрасли ЖКХ – это даже не скрытая приватизация, а банальный отжим из коммунальных предприятий всего, что только возможно, с последующим возвращением разоренного предприятия муниципалитету или региону. Жители же в результате подобного инвестирования, скорее всего, получат рост тарифов и увеличение количества аварий на трубопроводах и в теплосетях. Мы не можем этого допустить. Это разрушит отрасль.
Возможно, сама идея концессионных соглашений неплоха, но только не в российских условиях. Опыт других регионов, самого Приморья показывает: переданные частникам объекты выходят из строя, обрастают долгами, работники остаются без защиты, оказываются на улице, отопительные сезоны срываются, и государство вновь вынуждено вкладывать деньги в разоренные предприятия.
Приведу всего один пример — в 2012 году концессионное соглашение сроком на 30 лет заключили на предприятии "РВК-Воронеж". За это время численность работников предприятия сократилась с 3,7 до 1,9 тысячи человек. По данным, что предоставляет властям администрация предприятия, все инвестиционные мероприятия выполнялись в запланированном объеме. Но у профсоюза на этот счет другие сведения.
Вопрос о целесообразности концессий мы с коллегами из других регионов страны вновь будем обсуждать во время работы съезда профсоюза работников жизнеобеспечения России. Он пройдет в мае этого года сразу после съезда ФНПР.
Пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить Федерацию профсоюзов Приморья и членов Совета за выдвижение моей кандидатуры на главное мероприятие российских профсоюзов. Для меня это возможность познакомиться с активистами из других отраслевых профобъединений и принять участие в выборе лидера ФНПР. Это почетная и ответственная миссия.
С нетерпением жду и отраслевого съезда. Проблемы у всех регионов одинаковые, но варианты решений бывают разные. Есть чему поучиться, например, у московской или ленинградской профорганизаций работников жизнеобеспечения, каждая из которых объединяет по 70 тысяч человек, у лидеров с других территорий. Каждый раз беру на вооружение какие-то интересные ходы и приемы.
Примечательно, что на отраслевых съездах собираются не только профактивисты. Всегда присутствует министр отрасли, поэтому есть возможность задать ему вопросы, которые волнуют работников. В первую очередь это, конечно, вопрос низкой заработной платы.
Во многих регионах подписаны отраслевые тарифные соглашения, которые регулируют вопросы зарплаты, охраны труда, занятости и соцгарантий. Это не только упорядочивает отношения работодателей и трудовых коллективов на государственных предприятиях, но и в частных компаниях, руководители которых часто противятся созданию профсоюза, заключению коллективного договора. В этом случае, даже если колдоговор подписать не удается, на работников распространяются гарантии отраслевого соглашения. В Приморье, к сожалению, отраслевого соглашения нет, и мы пока не можем пробить эту стену.
— В чем причина?
— Причина бед организаций ЖКХ проста – экономика отрасли непрозрачна и, как правило, политизирована. За 25 лет преобразований в сфере ЖКХ непродуманными управленческими решениями, постоянными реорганизациями предприятий при стойком недофинансировании хозяйственной деятельности отрасль доведена до кризисного состояния. На протяжении многих лет сдерживание тарифов для населения осуществляется за счет сдерживания роста зарплаты работников. Нормы Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ РФ в Приморском крае не применяются. Поэтому ее уровень на наших предприятиях составляет 50-60%. Поэтому, кстати, в основном у нас работают люди предпенсионного возраста. Привлекать грамотную и высококвалифицированную молодежь нечем, она уходит в энергетику, другие отрасли, где зарплаты существенно выше. Это огорчает и настораживает, потому что наша отрасль не случайно называется емким словом "жизнеобеспечение".
Мы действительно обеспечиваем основы нормальной жизни — свет в домах и квартирах, водоснабжение и водоотведение, отопление, вывоз мусора, уборку дворов и подъездов, ремонт домов. Малейший сбой в системе — и наступит хаос. Наша отрасль крайне важна не для абстрактного региона — для каждого жителя края. Мы несем людям комфорт и спокойствие.
— С новым губернатором по поводу краевого отраслевого тарифного соглашения встречались?
— А как же, еще осенью. Он позицию профсоюзов понимает, как никто другой, — наш человек, сам начинал трудовую деятельность в системе ЖКХ простым слесарем-сантехником. Более того, и в Амурской области, и на Сахалине, где Кожемяко работал губернатором, такие соглашения подписаны. И Олег Николаевич дал поручение профильному департаменту проработать вариант ОТС. Я лично присутствовала на встречах, которые организовывал краевой департамент ЖКХ. Но реальность такова, что без субсидий, федеральных или краевых, отрасли не обойтись. Если вывести зарплату на уровень федерального ОТС, тариф поднимется в разы! Естественно, департамент по тарифам руководствуется нормативными актами и на это пойти не может, да и людям, жителям края, платить за коммуналку будет просто не чем.
— Но ведь должен быть какой-то выход?
— Безусловно. 20 марта в Государственной думе обсудили вопросы тарифной политики в сфере ЖКХ. На днях я получила результаты одной судебной практики — определение Верховного Суда России, который поддержал в Бурятии "Теплоэнерго" и отменил все решения региональной энергетической комиссии, где были значительно занижены суммы по выплате заработной платы работникам отрасли. Все они будут пересмотрены в пользу людей труда. Сейчас изучаем документы и примеряем на себя аналогичную практику.
— Работники предприятий ЖКХ понимают, что для них делает профсоюз? Это как-то отражается на численности ваших рядов?
— Да, только в этом году нас стало больше на 800 человек.
Но есть, к сожалению, и другие примеры. Когда, например, заявление на выход пишут работники, получившие при помощи профорганизации все, что хотели, включая удостоверение ветерана труда. Не желают больше платить членские взносы, хотя это всего лишь 1% от зарплаты, повышения которой и своевременной выплаты, напомню, добился именно профсоюз.
— По каким вопросам к вам, как к лидеру отраслевого профобъединения, чаще всего приходят на прием?
— Большинство обращений касаются заработной платы и охраны труда, в том числе несчастных случаев на производстве.
На всех предприятиях, где есть профсоюз, работают профуполномоченные по охране труда, которые наряду со штатными специалистами следят за тем, чтобы выполнялись все нормы, вовремя проводились инструктажи, работники были обеспечены средствами индивидуальной зашиты. Но, тем не менее, случаются и трагедии. Люди умирают не от полученных травм — от сердечного приступа или инсульта, и виной всему, конечно, тяжелый труд. А также маленькие пенсии, которые не позволяют сидеть дома, а заставляют держаться за работу даже в преклонном возрасте.
Много жалоб по итогам спецоценки условий труда (СОУТ), которая "отбирает" льготы у работников отрасли. Боремся за наших людей в судах. Но нормативные документы сложно оспорить, практически невозможно. Учим председателей первичек правильному алгоритму действий при проведении СОУТ на производстве. Чтобы не было такого, что во время процедуры работник во всем соглашается с комиссией, а после того, как все протоколы подписаны и ему убрали "вредность", идет жаловаться в профком.
1 апреля, кстати, в Приморье стартует ежегодный месячник охраны труда, который проводит Федерация профсоюзов Приморского края. В его рамках хотим провести учебу специалистов по охране труда и профуполномоченных предприятий отрасли в Учебно-методическом центре ФППК. Все расходы за двухдневный семинар берем на себя.
— Вы не первый раз идете на такие затратные шаги. В прошлом году таким же образом обучили за свой счет кадровиков филиалов "Примтеплоэнерго" со всего края, почему?
— Все, что мы делаем, продиктовано интересами работников отрасли. Чем лучше руководители кадровых служб будут знать требования трудового законодательства, а также изменения, которые произошли, тем лучше будут соблюдаться трудовые права работников. Программа обучения охватила все актуальные для кадровиков вопросы. Некоторые специалисты признались, что впервые за все время работы в компании выбрались на такую комплексную учебу, а те, кто был далек от профсоюза, сказали, что изменили отношение к нему.
Семинар для специалистов охраны труда — наш вклад в то, чтобы в Приморье на рабочих местах перестали гибнуть люди.
— 12 лет, которые вы руководите профсоюзом, были не просто беспокойными — боевыми. В чем черпаете энергию, силу, желание работать дальше?
— Признаюсь, что бывали ситуации, когда сгоряча хотелось все бросить — от бессилия, усталости, вечного напряжения. Но позитивного в моей работе все же больше. Силы дает любая, даже маленькая победа — одному вернули класс вредности и право досрочного выхода на пенсию, другого смогли отстоять от увольнения, третьему — выделить материальную помощь в трудной жизненной ситуации, четвертого — отправить в санаторий после сложной операции.
Когда понимаешь, ради чего ты работаешь, воюешь, не спишь ночами, когда видишь плоды всего этого — желание бросить работу пропадает. И потом, я по натуре борец за справедливость, всю жизнь работаю с людьми. В 22 года возглавила отдел в городской администрации и проработала в должности начальника более 16 лет, 4 года была заместителем главы муниципального района. И везде старалась помогать людям. А на профсоюзной работе только этим и занимаешься. Получается, от призвания не убежишь (смеется).
— 2019 год знаменательный для профсоюза работников жизнеобеспечения, ему исполняется 100 лет, 370 лет — жилищно-коммунальной отрасли России. Что пожелаете членам профорганизаций отрасли?
— Я хочу пожелать трудовым коллективам сил, энергии, работоспособности, здоровых амбиций и, как следствие, новых успехов.
Очень надеемся встретить понимание у жителей края и, как всегда, постараемся оправдать их ожидания. Со стороны не всегда заметен каждодневный труд наших сотрудников, да, по большому счету, этого и не требуется. Работа коммунальщиков как раз должна быть незаметной, но направленной на результат. Человек пришел домой, а там уютно и тепло. В этом наша главная задача! А профсоюз будет и дальше биться за то, чтобы труд работников отрасли оплачивался достойно и справедливо.
— О чем мечтаете лично вы?
— О том, чтобы уровень жизни приморцев рос, чтобы край становился краше и привлекательнее для жизни. И ответственность за это лежит не только на губернаторе и краевой администрации — на каждом из нас. Нам здесь жить, а значит, нам делать свои города и села комфортнее. И начинать надо с порядка на своем рабочем месте: быть не гостем, а хозяином предприятия, добиваться безопасных условий труда, справедливой зарплаты, положенных законом льгот, отстаивать интересы коллег, таких же работников, — а там, глядишь, и светлое будущее региона не за горами.
Источник: Вся Находка